Здравствуйте! Сегодня замечательный день Понедельник, 19.08.2019, 12:55
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"НЕофициальный Сайт МБОУ "Мошокская средняя общеобразовательная школа" приветствует Вас Гость | RSS

                                           МБОУ
"Мошокская средняя общеобразовательная школа"
                                                 Добро пожаловать на НЕофициальный сайт!
                                                          
                                                          
                                                                                Сайт функционирует с 14 декабря 2009 года

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Информер праздники сегодня
Погода в России

Учимся вместе

Открыта постоянно действующая телефонная «горячая линия» по приему сообщений о незаконных сборах денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) образовательных организаций (приказ департамента образования от 11.11.2013 г. № 1425). Телефоны «горячей линии»: (4922) 33 46 38, (4922) 33 11 95, (4922) 33 44 46, (4922) 33 08 23.

Дорофеев С.П.- "Село на старинной Владимирке"

 

СЕЛО НА СТАРИННОЙ ВЛАДИМИРКЕ

На территории Владимирской области находится часть исторического объекта, размеры которого в несколько раз превосходят Великую Китайскую стену. Строительством его народы России занимались более полувека. Он влиял на экономику и политическую жизнь государства, на творчество писателей и художников. Имя ему – Сибирский тракт.
 
В народе сохранились и другие названия: «великий кандальный путь», «государева дорога», «Екатерининский тракт», Великий тракт, Московско-иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Муромская дорожка. С XVI до конца XIX века он соединял Москву с Китаем и Охотским морем и шёл через Владимир, Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем) и дальше до Охотска на Дальнем Востоке.


По определению словаря Ожегова, трактом – это большая наезженная дорога (почтовая), линия дальнего конного сообщения. На них были станции с почтовыми дворами и трактирами. Первые почтовые станции (ямы) в русских землях появились при монголо-татарах в 13 веке. Ямская служба обеспечивала связь улусов с Каракорумом, столицей Великой Монгольской империи.

Слово «ям» вероятно происходит от монгольского «дзям» – дорога. А ямщик – «ямчи» -  по-татарски «проводник».  Путь делился на перегоны со станами, или «ямами» через каждые 40-50 верст. При станах располагались «ямские слободы», жителями которых были исключительно семьи ямщиков.


Ямщиком мог стать каждый охочий человек. Записанному в ям запрещалось без уважительной причины бросить ямскую гоньбу. С 20-х годов 17 века государство стало выплачивать ямщикам денежное жалование. До конца 17 века они освобождались от уплаты налогов. Ямщицкий промысел считался доходным: каждая поездка давала возможность привезти дешёвый товар и продать его беспошлинно.

Сибирский тракт замечательно представлен в музее дорожного дела в Томской области, а в  Омской по нему есть туристические маршруты. Об экспонатах, представляющих часть тракта в нашей области, мне не известно. Однако в книге Ю.А.Леонтьева «Владимирка» есть и схемы, и описания его от Москвы до Владимира.

Более 200 километров проходят по Владимирской области. Ю.А.Леонтьев упоминает о том, что  в 1974 году следы старой дороги были ещё заметны в деревне  Сойма, а также у речки Передел. По мнению авторитетных людей, до наших дней сохранился небольшой участок Сибирского тракта длиной около двух километров.  Как он выглядит, можно оценить по фотографиям, сделанным автором очерка в этом, 2013 году вблизи села Мошок.

Этим трактом прошли многие русские революционеры. В 1790 году проехал в Ильменский острог автор «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищев. С 1826 по 1828 дорогой провезли декабристов. Вскоре после их отправки поехали в Сибирь их жены декабристов. В 1835 году до Перми добирался демократ Герцен, а в 1850 – в кандалах – дорогой везли Достоевского. За ним шли петрашевцы, автор стихов «Вперед, без страха и сомнения» Плещеев. В 1864 году по этой же дороге в кандалах провезли Чернышевского.

Служил Сибирский тракт и писателям, ученым и путешественникам. Самые известные из них Ползунов – изобретатель паровой машины; Фролов – русский гидротехник; Паллас – ученый-путешественник; Ленский – русский академик, ученый; Брем – немецкий ученый, автор большого труда «Жизнь животных», а также российские путешественники Пржевальский, Козлов, Семенов-Тяньшаньский и писатели – Чехов, Гончаров, Станюкович.

Наше повествование посвящено сохранившемуся участку Сибирского тракта вблизи села Мошок.  Многие местные жители связывают его с «Екатерининскими бнрезами», между которыми старожилы в детстве катались на качелях.  Участок находится метрах в пятидесяти от асфальтированного шоссе Владимир – Муром. С одной стороны он упирается в асфальт, с другой – в сосновые лесопосадки близ села.

Моё путешествие с фотоаппаратом по нему было коротким – около двух километров. Хорошо заметно возвышение шириной около шести метров и высотой до 60-70 сантиметров относительно рвов по обе стороны, местами поврежденных современной техникой. Вся возвышенная часть заросла деревьями разного возраста, в том числе многочисленными березами. Самым старым из них предположительно 120-150 лет, и возможно, они могут относиться к искусственным насаждениям. Расстояние между деревьями 2, 8 метра, что соответствует требуемому для посадки берез по царскому указу.

Следует установить, был ли по указу Николая I уложен камень на тракте в 30-40-е годы девятнадцатого века. О том, что камень позднее укладывали на дорогу, мне известно с детства. В 1940-е годы многочисленные груды камней собирали колхозники близлежащих к Мошку деревень именно для дороги Владимир – Муром. Асфальт на ней появился в 1950 – 1960-е годы: наши отцы и деды вложили свой труд в нынешнюю шоссейную дорогу.

В 30-е годы 19 века ещё при крепостном праве о состоянии дороги заботились хозяева деревушек, привлекавших крестьян поддерживать полотно дороги,  чистить рвы, сажать деревья и выполнять другие работы. Владельцем деревни Кленкова был надворный советник Иван Федорович Бешенцов, деревни Новая – контр-адмиральша Анна Федоровна Жидовинова и проч., деревни Серкова – Сывороткина, Мостищи – подполковник Амиле Степанович Шепелев и проч., села Мошок – подпоручик Андрей Степанович Арапов, деревни Колычева – Марья Ивановна Галицына.

Я думаю, участок Сибирского тракта вблизи Мошка следует сохранить как памятник истории 500-летней давности с размещением  памятной доски и требованиями о защите от разрушения. Хорошо бы его очистить  от валежника и подготовить  для посещения туристами. В Мошке могут быть размещены музейные экспонаты, связанные с историей тракта, рассказывающие об известных людях, побывавших в наших краях, об экономическом и государственном значении поистине великого пути, об организации почтовой связи, о постоялых дворах и их оснащении, о песнях ямщиков, о торговле и освоении Сибири.

Вероятно, по этому пути следовало войско Ивана Грозного в 1552 году: от Мошка войско могло идти  не через Муром, а через Замаричье, Сеньково, Горбатку, Фоминки, Гороховец. Основанием для такого предположения – название дороги «Балахонка», идущей из Мошка через Пищальниково и Замаричье. Упоминание о прохождении войск Ивана Грозного через деревни Теренино и Спас-Железино в 10 километрах от Красной Горбатки подтверждает предположение. В летописях есть сообщения об участии воинов из Балахны в защите Москвы от крымских татар в 1572 году, а ближайший маршрут через Гороховец-Фоминки-Горбатку в Москву идет через Мошок.

История села Мошок неразрывно связана с военачальником XIV  века Иваном Васильевичем Шереметевым-Большим, который был воеводой в Муроме и Владимире. С великий князем Владимиром Андреевичем Старицким – двоюродным братом Ивана Грозного, получившим во владение село Мошок в феврале 1566 г. (7074 г. от сотворения мира) в результате обмена селениями с Иваном Грозным, о чём имеется запись в летописи (см. копию летописного текста «Полного собрания русских летописей в 130 томах, т.13, ч.2, с. 400). Но наиболее выдающейся личностью является Михаил Иванович Воротынский (1511-1573 гг.), посвятивший свою деятельность зашите Отечества. Он штурмовал Арские ворота в Казани в 1552 г., был создателем пограничного устава (1570 г.), участвовал и в знаменитой битве под Москвой, одержанной над крымским ханом Девлет-Гиреем в 1572 г., после которой набегов крымчан на Москву уже не было. Вотчиной Воротынских в это время  было село Мошок.

Примечательно, что Мошок дважды был передан Иваном Грозным во владения военачальникам – сначала Старицкому и затем Воротынскому. Видимо, не случайны  легенды о пребывании войск Ивана Грозного в д. Теренино, об участии балахонцев защите Москвы и передаче икон Казанской Божией Матери в Мошок и Пищальниково. А посмотрите на название деревни – «Пищальниково»: во времена Ивана Грозного пищальниками называли воинов, вооружённых пищалями. Название дороги -«Балахонка», говорит само за себя. Да и житие преподобного Саввы Мошокского – всё указывает на значимость Мошка в XVI веке.

Вполне логично отпраздновать 450-летие села в 2016 году.  Нет сомнения, что поселение появилось здесь много веков раньше. Наиболее вероятно – с установлением экономических связей между Муромом, Владимиром, Суздалем, Юрьев-Польским в X-XII веках.

Историческая память о прошлом должна быть отражена в памятных досках в честь великого творения народа – Сибирского тракта и в честь величайшего русского военачальника XVI века - Михаила Воротынского. 

Станислав  ДОРОФЕЕВ.

Подробнее: http://sudog.informvladimir.ru/archives/2803

Поиск по сайту
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Словари русского языка
www.gramota.ru



МБОУ "Мошокская СОШ" © 2019



          Уважаемые посетители сайта! Ваше мнение важно для нас. Сообщите нам Ваши пожелания по работе сайта, замечания или просто выскажите своё мнение. Также, если Вы заметите ошибки в функционировании сайта, например, ссылка ведёт на несуществующую страницу и т.п., тоже пишите! Мы обязательно рассмотрим каждое сообщение и сделаем всё возможное для улучшения работы сайта. Спасибо!